Последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС и опыт радиационной защиты населения в Беларуси
В.Б. Нестеренко
Институт радиационной безопасности «Белрад»
В последнее время в странах, имеющих значительное количество действующих АЭС, наступил период осознания неизбежности и возможности аварий типа катастрофы на ЧАЭС в Украине.
Так во Франции газета Моnd 20.02.2008 опубликовала статью о том, что Франция готовится к последствиям катастрофы типа Чернобыльской на своей территории. Руководящий комитет по ликвидации последствий послеаварийной чрезвычайной радиационной ситуации (Codirpa) представил в Правительство Франции доклад, в котором впервые признал возможность реальной радиационной катастрофы со среднесрочными и долгосрочными последствиями.
Перед пуском каждого нового блока АЭС эксплуатирующей организацией разрабатывался том обеспечения безопасности, в котором рассматривались этапы первоочередных защитных мер до прекращения радиоактивных выбросов или при проектных авариях (разрыв трубы парогенератора или частичное расплавление активной зоны реактора, включая выбросы, длящиеся час или сутки).
До сих пор во всех нормативных документах утверждалось существование механизмов защиты и надёжных статистических данных, что риск равен одному к миллиону. Теперь же Codirpa впервые допускает возможность реального происшествия со среднесрочными и долгосрочными последствиями.
После аварии на АЭС требуется рассмотрение основных вопросов:
¨ как вернуться к обстановке, в которой можно жить в пострадавших зонах;
¨ масштабы и срочность эвакуации населения из 30- или 100-километровой зоны отчуждения;
¨ надо ли разрешать населению вернуться на загрязнённую территорию и если да, то когда;
¨ как организовать там его проживание, санитарное наблюдение;
¨ что делать в сельскохозяйственных зонах: собирать урожай, чтобы сконцентрировать радиоактивность и от неё избавиться или стремиться к её растворению;
¨ что делать с бытовыми радиоактивными отходами;
¨ как исчислять компенсационные выплаты;
¨ роль информированности населения, обучение новой радиационной культуре.
В Беларуси нет своих АЭС. До 1989 года информация о масштабах радиационного загрязнения, об уровнях накопления радионуклидов в организме людей была засекречена. Впервые карты радиоактивного загрязнения территорий Беларуси были опубликованы в республиканской прессе через 3 года после Чернобыльской катастрофы, когда Верховным Советом СССР было принято решение о рассекречивании информации о ней. Впервые в Беларуси (а затем в Украине, России и СССР) были приняты:
· Закон РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС» (в 1991г.);
· Закон РБ «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиационному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС» (в 1991г.);
· Закон «О радиационной безопасности населения Беларуси» (в 1998г.).
В России, Украине, а затем и в Беларуси были утверждены основные национальные документы в области радиационной безопасности и защиты населения:
¨ Нормы радиационной безопасности и защиты населения;
¨ Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности;
¨ Каталог доз облучения жителей населённых пунктов РБ;
¨ Временные допустимые уровни (ВДУ-86,88,91), республиканские контрольные уровни (РКУ-90) и республиканские допустимые уровни (РДУ-92, РДУ-96, РДУ-99) содержания цезия-137 в продуктах питания и питьевой воде.
Временные допустимые уровни (ВДУ-86, ВДУ-88, ВДУ-91),
республиканские контрольные уровни (РКУ-90) и республиканские допустимые уровни (РДУ-92, РДУ-96, РДУ-99) содержания цезия-137 в продуктах питания и питьевой воде
Наименование продуктов
ВДУ-86
ВДУ-88
ВДУ-91
РКУ-90
РДУ-92
РДУ-96
РДУ-99
Вода питьевая
370
18,5
18,5
18,5
18,5
18,5
10
Молоко и цельномолочные продукты
370
370
370
185
111
111
100
Молоко сгущенное и концентрированное
7400
1100
1100
370
200
Масло коровье
7400
1100
370
370
185
185
100
Творог и творожные изделия
3700
370
370
185
50
Мясо и мясные продукты: говядина баранина свинина, птица и продукты из них
3700
3700
3700
2960
1850
1850
740
740
740
592
592
592
600
600
600
600
600
370
500
500
180
Жиры растительные
7400
370
185
185
185
185
40
Жиры животные, маргарин
7400
370
185
185
185
185
100
Картофель, столовая зелень
3700
740
600
592
370
100
80
Хлеб и хлебобулочные изделия
-
370
370
370
185
74
40
Мука, крупа, сахар
-
370
370
370
370
100
60
Овощи и корнеплоды
3700
740
600
185
185
100
100
Фрукты
3700
740
600
185
185
100
40
Садовые ягоды
3700
740
600
185
185
100
70
Дикорастущие ягоды и консервированные продукты из них
-
-
1480
185
185
185
185
Консервы овощные и фруктовые, соки, мёд
-
740
600
185
185
185
185
Грибы свежие
-
-
1480
-
370
370
370
Грибы сушёные, сухофрукты
-
11100
7400
3700
3700
3700
2500
Прочие продукты питания и пищевые добавки
-
-
-
592
370
370
370
Лекарственные растения, чай
-
-
7400
1850
Специализированные продукты детского питания всех видов в готовом для употребления виде
-
1850
185
37
37
1. Анализ предпринятых кратковременных мер радиационной защиты населения Беларуси
Были построены карты радиоактивного загрязнения территории Беларуси. Было введено зонирование территорий.
1. Зона обязательного отселения:
¨ по цезию-137 – 40 Ки/км2,
¨ по стронцию-90 – 3 Ки/км2,
¨ по плутонию – 0,1 Ки/км2.
Число оставшихся жителей в этой зоне –9 821 человек.
2. Зона отселения:
¨ по цезию-137 – 15-40 Ки/км2,
¨ по стронцию-90 – 2-3 Ки/км2,
¨ по плутонию – 0,05-0,1 Ки/км2.
В этой зоне годовая доза облучения может превысить 5 мЗв/год.
Число жителей – 120 000 человек.
В Украине из зоны выше 15 Ки/км2 отселено все население.
После выполнения программы отселения в Беларуси в этой зоне проживает более 28 тысяч человек, в том числе около 7 тысяч детей.
3. Зона с правом на отселение:
¨ по цезию-137 – 5-15 Ки/км2,
¨ по стронцию-90 – 0,5-2 Ки/км2,
¨ по плутонию – 0,01-0,05 Ки/км2.
В этой зоне годовая доза облучения может превысить 1 мЗв/год.
Число жителей в этой зоне – 709 502 человека.
4. Зона проживания с периодическим радиационном контролем:
¨ по цезию-137 – 1-5 Ки/км2, где допустимый предел облучения населения не должен превышать 1 мЗв/год.
Число жителей в этой зоне – 1 485 143 человека.
2. Организация радиационного контроля продукции сельского хозяйства и продуктов питания
Службы радиационного контроля были созданы:
¨ на 27 мясокомбинатах,
¨ на 127 предприятиях молочной промышленности,
¨ на 114 предприятиях пищевой промышленности,
¨ на 61 предприятии Министерства хлебопродуктов,
¨ на 56 плодоовощных предприятиях,
¨ в 1200 колхозах и совхозах, земли которых были загрязнены радионуклидами,
¨ в 12 сельскохозяйственных НИИ,
¨ в 3 республиканских, 6 областных и 117 районных ветбаклабораториях, на 188 мясоконтрольных станциях,
¨ в 117 межрайонных лабораториях, 6 областных станциях химизации, на 10 племпредприятиях, на 78 птицефабриках.
Вся система радиационного контроля насчитывала 2122 пункта.
Восстановление выпуска на Минском приборостроительном заводе радиометров КРВП-ЧП, передача в Беларусь более 4000 портативных геологических дозиметров СРП-68, разработки и выпуска Институтом «Белрад» более 1000 гамма радиометров и бытовых дозиметров Сосна (более 300 тысяч штук совместно с приборостроительными заводами Борисова, Гомеля и Речицы) способствовали оснащению радиологических служб Минсельхозпрода, Минлесхоза, Белкоопсоюза и населения, в том числе 370 местных центров радиационного контроля продуктов питания у населения (МЦРК) надёжными и высокочувствительными приборами для контроля содержания цезия-137 в продуктах питания, воде и окружающей среде.
Созданная в Чернобыльских регионах Беларуси при школах и сельских Советах сеть из 370 общественных МЦРК давала возможность населению измерить содержание радионуклидов в своих продуктах питания и получить объективную консультацию по радиоактивной обстановке в данной местности.
Институт «Белрад» создал 7 мобильных лабораторий с современными спектрометрами излучения человека (СИЧ), размещёнными в микроавтобусах. За последние годы на этих спектрометрах проведены измерения содержания цезия-137 в организме более 325 тысяч детей в отдалённых деревнях Чернобыльских регионов Беларуси. Измерения на СИЧ детей проведено более чем в 320 деревнях, выделены критические группы с наибольшим накоплением цезия-137 в организме в 14 районах и построены карты радиационного загрязнения детей. На стр. 5 представлена карта радиационного загрязнения детей Наровлянского района Гомельской области. Вся информация об измерениях на СИЧ представляется в дирекцию школ, в районные администрации и медицинским службам для организации радиационной защиты детей.
Для уменьшения накопления цезия-137 в организме детей Институт «Белрад» использовал рекомендации Минздравов Украины и Беларуси по применению пектиносодержащих напитков. Сначала были использованы пектиновые напитки фирмы Sanofi (Франция), затем украинский яблочный напиток «Яблопект», а с апреля 2000г. Институт «Белрад» начал выпуск пектиносодержащего напитка сухого яблочного витаминизированного «Витапект», получив в Минздраве РБ гигиеническое удостоверения на его производство, использование и применение. В 2004г. Институт «Белрад» получил Патент на напиток «Витапект». За эти годы пектиновый напиток «Витапект» был предоставлен более чем 130 тыс. детей Чернобыльских регионов Беларуси.
Реализация схемы приёма напитка «Витапект» циклами (4 раза в году по 15-21 дней каждый курс) с контролем на СИЧ содержания цезия-137 в организме детей до и после курса приёма «Витапекта» показал, что его величина может быть уменьшена в 3-5 раз.
После прекращения приёма пектинового напитка у детей, проживающих на загрязнённых территориях, снова увеличивается содержание цезия-137 в их организме, особенно в осенний период (в 2-3 раза). Следовательно, пока дети проживают на загрязнённых территориях, приём пектиновых напитков должен быть постоянным, как элемент их радиационной защиты. На рисунке представлена динамика средней удельной активности цезия-137 в организме детей д. Вербовичи Наровлянского района Гомельской области.
3. Меры минимизации внутреннего и внешнего облучения населения
1. Отселение жителей из наиболее пострадавших районов в 1986-89г.г. (отселено 24,6 тыс. чел.). К 1993г. переселено 135 тыс. человек, более 200 тыс. человек (молодые семьи) самостоятельно переселились в чистые регионы.
2. Вывоз домашних сельскохозяйственных животных в чистые регионы.
3. Окультуривание пастбищ и сенокосов (0,5 га. пастбищ, 0,5 га. сенокосов на каждую корову).
4. Проведение агрохимических мер защиты в сельскохозяйственном производстве, внесение извести, калия и фосфора, уменьшающих переход радионуклидов из почвы в растение.
5. Выпуск комбикормов с сорбентами и болюсов в животноводстве (в Беларуси на 5 заводах было организованно производство комбикормов с сорбентами).
6. Питание детей в школах и детских садах за счёт финансирования из государственной Чернобыльской программы, ежегодное оздоровление детей с наибольшим накоплением радионуклидов в организме в чистых регионах республики и за рубежом.
7. Организация производства пектиновых напитков и включение их в рацион питания детей для очищения организма от радионуклидов и тяжёлых металлов: «Медетопект» (Франция), «Яблопект» (Украина), «Зостерин» (Россия), «Витапект» (Беларусь).
8. Оснащение всех районных больниц спектрометрами СИЧ и радиометрами для радиационного мониторинга жителей и их продуктов питания.
9. Организация постоянного мониторинга радиационной обстановки на территории республики со стороны Игналинской, Смоленской, Ровенской и Чернобыльской АЭС.
Заключение
1. Для более эффективной радиационной защиты населения (в радиусе до 300-500 км от АЭС) в случае радиационной катастрофы необходимо в семье иметь постоянно обновляемый запас йодистых препаратов и проводить йодную профилактику в первые часы после аварии.
2. В странах, имеющих АЭС, и в сопредельных странах заблаговременно должна быть создана система радиационного контроля природной среды и продуктов питания.
3. Вокруг АЭС (до 100 км) должны быть созданы системы автоматического контроля радиационной обстановки и прямого информирования населения о возникающей радиационной опасности и рекомендациях по мерам радиационной защиты.
4. Во всех странах Европы заранее:
¨ должны быть созданы государственные системы радиационного контроля продуктов питания и общественные центры радиационного контроля продуктов питания у населения;
¨ должна быть создана сеть мобильных и стационарных радиологических лабораторий с СИЧ для обследования достоверной выборки различных социальных групп населения для определения уровней накопления цезия-137 в организме жителей (особенно детей);
¨ должны иметься резервы производства пектиновых напитков для очищения организма людей от радионуклидов;
¨ должен иметься отработанный регламент (руководство) по ведению агропромышленного производства с целью получения чистой сельскохозяйственной продукции в условиях умеренного радиоактивного загрязнения земель;
¨ должна быть разработана динамичная система допустимых уровней загрязнения продуктов питания и сельхозпродукции, какая, например, существовала в Австрии в 1986-88г.г. после Чернобыльской катастрофы.
Литература
1. А.В. Яблоков, В.Б. Нестеренко, А.В. Нестеренко. Чернобыль: последствия катастрофы для человека и природы. Наука, Санкт-Петербург, 2007, 375 с.
2. Закон РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС». Минск. 1991.
3. Закон РБ «О радиационной безопасности населения». Минск, 1998.
4. Нормы радиационной безопасности Беларуси НРБ-2000. Минск, 2000.
5. Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов цезия-137 и стронция-90 в пищевых продуктах и питьевой воде (РДУ-99). Минздрав РБ, 1999.
6. Каталог годовых эффективных доз облучения в 2004г. жителей населённых пунктов РБ. Минздрав РБ, 2004, 114 с.
7. Закон РБ «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС». Минск, 1991.
jeudi 5 juin 2008
Inscription à :
Publier les commentaires (Atom)
Aucun commentaire:
Enregistrer un commentaire